Георгий Победоносец и Ливан

Friday, 06 March 2020 Георгий Победоносец и Ливан

  • На красном фоне бравый всадник, восседающий на коне, длинным копьем пронзает змея – этот образ знаком не только жителям России, но и многих близлежащих стран. Так выглядит герб Москвы, а тот всадник – никто иной, как Георгий Победоносец или святой Георгий, одна из центральных фигур христианства.

    Нет единого мнения о житие святого: греческие тексты и повторяющие их, но на свой манер, латинские сказания довольно сильно отличаются друг от друга. Известно, что Георгий родился во второй половине 2 века н.э. в Каппадокии, по другой версии – в Лидде (современный Лод в Израиле), где было погребено его тело. Он был умным и отважным воином, одним из фаворитов римского императора Диоклетиана (в других источниках предположительно упоминается, как Дадиан или Дациан). В начале Великого гонения христиан (303-313 гг.), одного из самых крупных в истории Римской империи, Георгий объявил о том, что он христианин, за что подвергся аресту и пыткам. Георгия истязали в течение 7 дней, но ни одна из пыток не подействовала на него. Не добившись от мученика отречения от Христа, на 8 день его обезглавили. 

    Как и другим христианским святым, святому Георгию приписывают ряд чудотворных исцелений, однако, известен он, в первую очередь, через предание о победе над коварным змеем.

    По легенде, в озере близ Берита или Бейрута (иногда упоминают Гебал - современный Жбейль) обитало чудовище в виде гигантского змея. Царь этих земель был идолопоклонником, предложившим подданным по очереди отдавать своих детей в жертву змею. Когда дошло дело до самого царя, то он обрек на смерть собственную дочь. Увидев плачущую царевну, Георгий устремился на своем коне в сторону озера, чтобы спасти девушку. Тело змея он привез в деревню, после чего многие жители окрестностей приняли христианство.

    Греческие и римские источники фиксируют, что это происходило при жизни святого Георгия, однако в славянских текстах чудо описано, как посмертное. Различия встречаются и в трактовке самой битвы – в некоторых версиях святой Георгий победил змея молитвой, а не копьем.

    Святого Георгия глубоко почитают как в ортодоксальном христианстве, так и в католицизме. Правда, с XVI века из многих католических церковных книг были убраны строки о битве со змеем. Церкви, носящие его имя, встречаются в разных странах. В Ливане можно встретить множество церквей, названных в честь Святого Георгия, в том числе и главный маронитский собор в Даунтауне Бейрута. На его алтаре святой предстает в образе воина, убивающего чудище.

    Так почему же Святой Георгий или Георгий Победоносец изображен на гербе Москвы? Герб в таком виде и смысле был утвержден в 1781 году, однако эмблема существовала и ранее. Обычай помещать на печатях и монетах изображение не только царя, но и святого, которого тот считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х века. На монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (что в те времена было эквивалентом имени Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию, как и многие князья после него. Покровителем именно Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.

    Принятие изображения воина, убивающего змея, как герба Московского княжества произошло при Иване III и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Позже, в XVIII веке при Петре I всадника стали называть Святым Егорием (Георгием).

Копирайт © 2009-2021 Ливанское Акционерное Общество "Первая Медиа Компания", все права защищены.

Использование, копирование, сохранение, распространение и/ или воспроизведение материалов, размещённых на настоящем сайте допускается только с предварительного письменного согласия общества "Первая Медиа Компания". Компания зарегистрирована в Ливанской республике по адресу: Баабда, Ливанская республика (регистрационный №: 3631393). Вся содержащаяся в настоящей публикации информация предназначена исключительно с целью ознакомления. Насколько известно обществу "Первая Медиа Компания", на момент публикации вся информация является верной. Компания не несёт ответственности за ошибки или неточности данной информации. Рекомендуется напрямую связываться с производителями и розничными продавцами относительно цен товаров/ услуг, упомянутых в настоящей публикации. Так как упомянутые в этой публикации приложения и сайты не находятся под контролем Компании, "Первая Медиа Компания" не несёт ответственности за их содержание или за любые изменения или обновления к ним. Настоящий сайт полностью независим и никак не связан или аффилирован с упомянутыми здесь компаниями. При отправлении любых материалов Вы гарантируете, что являетесь их единственным и исключительным владельцем или обладаете всеми необходимыми правами и разрешениями на их предоставление, а также автоматически даёте Компании и её лицензиатам право на публикацию Ваших материалов полностью или частично в любых и/ или всех выпусках и/ или версиях в любом формате и в любой стране мира, а также на связанных сайтах, продукции и в социальных сетях. Любые материалы отправляются на Ваш страх и риск, и "Первая Медиа Компания", её сотрудники, агенты, субподрядчики или лицензиаты ни в коем случае не несут ответственности за любые возможные или возникшие убытки или ущерб, связанные с использованием настоящего сайта. Если не указано иное, предполагается, что любые незапрошенные материалы предназначены для публикации, и Компания имеет право редактировать, изменять и адаптировать все материалы. "Первая Медиа Компания" оставляет за собой право изменять настоящие правила в одностороннем порядке. Любые размещённые на сайте изменения вступают в силу с момента их опубликования. Все возникшие споры регулируются законами Ливанской республики.