Ливан глазами Ивана Бунина. Часть III

Monday, 11 May 2020 Ливан глазами Ивана Бунина. Часть III

  • Путевая поэма «Тень птицы», посвященная впечатлениям Бунина о поездке на Ближний Восток, собрала в себе множество образов, описания природы и архитектуры, людей и мест. Поэт красочно и подробно иллюстрирует все увиденное им, позволяя читателям стать своими незримыми попутчиками.

    Мы представляем вашему вниманию последнюю часть повествования Ивана Алексеевича Бунина о его путешествии по Ливану и, в частности, о храмовом комплексе в Баальбеке. В данном отрывке очевиден повышенный интерес поэта к культурному наследию региона. Бунин подробно описывает архитектурные особенности и исторические факты, связанные с храмовым комплексом. В очередной раз он восхищается размером и величием этого места, будто воскрешая в каждом слове прошлое отсылками к цивилизациям, господствовавшим в регионе ранее.

    Отрывок III.

    Солнце склонялось; в мокрых зеленых садах, казавшихся еще свежее от шума горной мутно-зеленой речки, в садовой глуши вокруг акрополя, была тень. Маленькими казались тополя, стоявшие вдоль фундамента… Привратник пропустил нас за железную решетку к Пропилеям.

    Некогда к ним вела мраморная лестница; сарацины до последней плиты разрушили ее, превращая акрополь в крепость. Некогда Пропилеи были стройным, величавым зданием. Двенадцать сиенитовых колонн, за ними – портал в три пролета, по бокам – павильоны – экзедры, воздвигнутые из огромных камней со всей роскошью и силой древнего зодчества и ваяния, с двумя ярусами ниш для статуй Богов. Теперь от колонн остались только пьедесталы, портал являет вид проломов в крепостной стене, проход к нему завален каменными глыбами и разбитыми капителями, полуразрушенные экзедры зияют. Тень была в этих раскрытых развалинах. Глубоко и густо синело над ними вечернее небо. Зеленая верхушка тополя тянулась снизу, заглядывая в брешь. И мертвая тишина стояла вокруг…

    За стеной Пропилей – Гексагон, первый двор. Огромный шестиугольник его замкнут шестиугольником стен и сплошных экзедр, опять-таки разрушенных. Мраморный скользкий шестиугольник в три ступени идет вокруг площади двора, на расстоянии шагов двадцати от экзедр. На нем возвышалась шестиугольная колоннада, связанная с экзедрами сводом. В тени этой галереи толпились ожидавшие входа во двор Жертвенный. От колонн не осталось теперь ни единой. Пустой двор окружают громады руин. Сарацины пробили в них бойницы, понаделали много грубых амбразур. Землетрясение и осады почти ничего не оставили и от этой работы. Чувствуешь лишь дикость древней цитадели, следы свирепых древних битв и – тяжесть, величие Рима.

    А за Гексагоном – двор Жертвенный, двор, повторяющий первый, но лишь в иной, квадратной форме и чуть не втрое превосходящий его по размерам. Мало оставило время и от второго тройного портала – проходов из Гексагона на площадь Всесожжения: вместо портала зияет теперь пустота среди остовов крайних экзедр, что похожи на остовы каких-то допотопных жилищ, на сквозные пещеры. И когда я, оглянув Гексагон, кинул взгляд далее, необозримый каменный хаос, хаос целого города, ниспровергнутого землетрясением, открылся предо мною. Не на Гексагон и Пропилеи, а ведь именно сюда, где последовательно возрастали и размеры и святость храма Солнца, направлены были силы подземные, ужасы осад и варварство византийских императоров. Но великое осталось великим. Чуть не на полверсты тянулся среди этого хаоса отшлифованный мириадами ног, местами зияющий провалами, местами заросший колючками проход. Шесть колоссов, стоящих почти на самом конце его, на остатках фундамента, глядели на юг и сливались в один, занимая полнеба. Их стволы, обожженные зноем и ветром, были вблизи красноваты. Горизонт за ними замыкался зубцами и проломами Стены Циклопов. Небо бледнело, низко опустившееся солнце все слегка золотило… Я сел среди двора на камень.

    Было тихо-тихо. Без конца лежали и стояли вокруг меня обломки сиенитовых туловищ, точно какие-то каменные страшные существа. Позади и вправо широко раскрывали свои каменные утробы искаженные и разрушенные экзедры; только две-три из них напоминали о прежнем великолепии раковинообразных ниш, пилястров и горельефов. А налево громоздились камни, шли какие-то рвы и провалы – и тяжело и вместе с тем легко, стройно и громадно высился храм Малый, чудом сохранивший весь свой, как бы литой из желтоватого мрамора, корпус и целых девять колонн как раз на том фланге, который был виден мне. Я глядел на них и долго не мог понять, что это так резко отличает их оттехшести колонн. Малый храм, этот редкий образец эллинской красоты и несокрушимой римской мощи, был немного менее Великого. Нет при нем ни Пропилей, ни Гексагона, ни двора Всесожжения, но фундамент его почти равен тому, исчезнувшему фундаменту, на котором стояло святилище Солнца. Почти равны и перистили их… В чем же тогда дело? Только в том, что колонны храма Солнца вверху не суживаются. Но как далеко уносит это в глубину веков!

    Можно представить себе красоту Малого храма, Пропилей, Гексагона, двора Жертвенного – в те дни, когда только что отлилось в совершенные формы и сочеталось в Баальбеке «самое прекрасное на земле с самым величественным». Этот хаотический простор, ныне подобный страшным картинам Исаии, лоснился тогда мозаичными настилами. Стены и экзедры, где помещалось более трехсот ниш для всех Богов Олимпа, стройно замыкали его с трех сторон, на четвертой, западной, шла лестница к высоко вознесенному порталу Великого храма. Квадрат из огромных сиенитовых колонн – темно-розовых, гладко шлифованных египетских монолитов – охватывал средину двора, и галереи между ними и экзедрами всегда были полны света, тени, белых хитонов. Нельзя было найти места, не блиставшего мрамором статуй, пилястрами, фронтонами и причудливой лепкой карнизов, капителей – этих окаменевших листьев, узоров, цветов. Ярко млела синь неба над квадратом двора. Дым непрерывных сожжений и языки пламени поднимались с гигантского жертвенника, с раскаленной медной плиты его – с алтаря возле мраморных ступеней, тремя переходами поднимавшихся к чудовищному периптеру Великого святилища… Но легко сказать: чудовищному! Как представить себе его?

    Та часть основного фундамента, на которой стоял фундамент святилища, равна только половине двора Жертвенного. Но древние недаром называли святилище «первобытным»: дело было не в ширине и длине, а в высоте и размерах строительного камня. И уже одно то, что периптер святилища был вознесен еще и на другой громадный фундамент с подземельями внутри, свидетельствует о том, что Рим здесь кончается. Кем был сложен основной фундамент? Какими-то древнеарамейскими племенами – из самых больших монолитов, «какие когда-либо поднимал человек», и в те дни, когда легенды о титанах еще дышали жизнью. Неизвестно, кем построено и самое святилище Солнца: Рим только реставрировал его. Но и реставрировал под несомненным влиянием преданий о великих капищах, о столпотворениях, об уступчатых зиккуратах, этих «башнях до небес», и посвятил его Солнцу-Ваалу, сочетавшему здесь свое имя с именем Юпитера. И святилищем Ваала, прежде всего Ваала, и было и осталось святилище Великого храма, уступами вознесенное к небу и охваченное колоссами, имевшими и внизу и вверху одну толщину – первобытно. А сказочным монолитам, из которых сложен основной фундамент, его подземелья и Стены Циклопов, Рим мог только дивиться: тайна передвижения и кладки этих монолитов, из которых иные имеют по тридцати аршин в длину, даже для него была непостижима.

    Солнце село, и, как всегда на Востоке, стало на минуту особенно светло. И в этом странном свете без солнца, в пространстве, как бы лишенном воздуха, резко обожженные красноватым загаром колонны вдруг приобрели ужасающую выпуклость, тяжесть и высоту. Я пробрался к ним по глыбам камня, по оврагам и возвышенностям, по остаткам мраморных ступеней и тысячелетнему мусору, зашел под фундамент, на котором стоят колонны, и, закинув голову, глянул вверх… Дивно было сочетание бездонного бледно-голубого неба и красноватого тона этих поднебесных стволов! Но они уже меркли. Быстро падал сумрак. Спотыкаясь, я сбежал в ров, в угол, образованный Циклопическими стенами. Их теперь две: западная и северная. Обе искажены проломами. Но искажения только усугубляют их допотопный вид. Из темного оврага выбрался я по каменисто-мусорным холмам, поднимающимся к пролому в углу стен, на свет заката и стал в проломе. Подо мной был обрыв, вдали – темное море долины, а за ним – валы Ливана и далекие, чуть краснеющие в сумраке ленты его горбов. Подо мной была стена, сложенная сынами Солнца, – стена, камни которой останутся здесь недвижными до конца мира.

    Пояснения к указанным в отрывке названиям:

    Пропилеи – парадный проход с портиками и колоннами в священное место или дворцовый комплекс.

    Экзедры – полукруглая ниша с полукуполом сверху.

    Сарацины – племя кочующих бедуинов.

    Стена Циклопов – конструкция из камней, соединенных между собой без связующего раствора.

Копирайт © 2009-2021 Ливанское Акционерное Общество "Первая Медиа Компания", все права защищены.

Использование, копирование, сохранение, распространение и/ или воспроизведение материалов, размещённых на настоящем сайте допускается только с предварительного письменного согласия общества "Первая Медиа Компания". Компания зарегистрирована в Ливанской республике по адресу: Баабда, Ливанская республика (регистрационный №: 3631393). Вся содержащаяся в настоящей публикации информация предназначена исключительно с целью ознакомления. Насколько известно обществу "Первая Медиа Компания", на момент публикации вся информация является верной. Компания не несёт ответственности за ошибки или неточности данной информации. Рекомендуется напрямую связываться с производителями и розничными продавцами относительно цен товаров/ услуг, упомянутых в настоящей публикации. Так как упомянутые в этой публикации приложения и сайты не находятся под контролем Компании, "Первая Медиа Компания" не несёт ответственности за их содержание или за любые изменения или обновления к ним. Настоящий сайт полностью независим и никак не связан или аффилирован с упомянутыми здесь компаниями. При отправлении любых материалов Вы гарантируете, что являетесь их единственным и исключительным владельцем или обладаете всеми необходимыми правами и разрешениями на их предоставление, а также автоматически даёте Компании и её лицензиатам право на публикацию Ваших материалов полностью или частично в любых и/ или всех выпусках и/ или версиях в любом формате и в любой стране мира, а также на связанных сайтах, продукции и в социальных сетях. Любые материалы отправляются на Ваш страх и риск, и "Первая Медиа Компания", её сотрудники, агенты, субподрядчики или лицензиаты ни в коем случае не несут ответственности за любые возможные или возникшие убытки или ущерб, связанные с использованием настоящего сайта. Если не указано иное, предполагается, что любые незапрошенные материалы предназначены для публикации, и Компания имеет право редактировать, изменять и адаптировать все материалы. "Первая Медиа Компания" оставляет за собой право изменять настоящие правила в одностороннем порядке. Любые размещённые на сайте изменения вступают в силу с момента их опубликования. Все возникшие споры регулируются законами Ливанской республики.

03:00 - 10:00 GMT+02:00
Любимое ретро
С 3:00 до 10:00 и с 17:00 до 19:00.